Как приучить ребёнка к горшку?

Статья детского и семейного психолога Светлана Ященко

Рекомендуется начинать приучение ребёнка к горшку в возрасте примерно от 18 месяцев до 2 лет. Многих родителей это удивляет: почему так поздно?

Существует устойчивое убеждение, что к горшку нужно приучать уже с 8–9 месяцев. Иногда родители даже устраивают негласные «соревнования», у кого ребёнок раньше начнёт ходить на горшок. Такой подход в корне неверен и в ряде случаев может нанести вред ребёнку.
Если на малыша давят, а он ещё не понимает, чего от него хотят, это вызывает тревогу, напряжение и расстройство. Поэтому первое, на что должны ориентироваться родители, — правильный выбор времени.

Учёные установили, что мозг ребёнка созревает настолько, чтобы осознанно контролировать мочеиспускание и дефекацию, только к 18–20 месяцам. И если это происходит позже — это также вариант нормы. Часто «успехи» раннего приучения на самом деле связаны с удачным совпадением или рефлексами, а не с осознанным навыком.

До двух лет ребёнок только начинает понимать связь между позывом и процессом. Поэтому до этого возраста смело пользуйтесь подгузниками и не требуйте от малыша того, к чему он ещё не готов ни физиологически, ни психологически.
Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Признаки готовности ребёнка к горшку

Вы можете начинать обучение, если наблюдаете следующие признаки:
  • ребёнок понимает, что он пописал или покакал, выглядит сосредоточенным в процессе;
  • знает названия предметов, может приносить вещи;
  • после дневного сна просыпается сухим (контроль мочевого пузыря);
  • спокойно относится к раздеванию, стремится одеваться сам;
  • может сидеть 5–10 минут спокойно;
  • понимает простые объяснения родителей;
  • реагирует на предложения посидеть на горшке без протеста.
Если большинство пунктов совпадает — ребёнок готов.

Как приучать ребёнка к горшку

Главное — терпение и спокойствие. Родителям важно наблюдать за ребёнком и замечать сигналы, что он хочет в туалет: замирание, ёрзанье, напряжение.

В такие моменты спокойно посадите ребёнка на горшок. Если не успели — ничего страшного. Ни в коем случае не ругайте и не показывайте разочарование: негативная реакция легко закрепляется и может привести к страху перед процессом.

После удачного результата ребёнка можно мягко похвалить, чтобы горшок ассоциировался с позитивом.

Важные правила приучения

  • Не хватайте ребёнка резко — это пугает и сбивает позыв.
  • Лучше всего дети учатся на примере: если возможно, покажите процесс или объясните его.
  • Горшок должен быть простым и удобным, без отвлекающих элементов.
  • Заранее познакомьте ребёнка с горшком, дайте посидеть на нём.
  • Одежда должна легко сниматься, чтобы ребёнок мог действовать самостоятельно.
Записывайтесь по телефону:
Скидка 50% на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко.

Формирование самостоятельности

Когда ребёнок начинает связывать позыв с горшком и предугадывать процесс, постепенно давайте ему больше самостоятельности. Спрашивайте мягко, хочет ли он в туалет, поощряйте инициативу и одобрением подчёркивайте его «взрослость».

Горшок должен находиться в доступном месте, чтобы ребёнок мог добраться до него сам.

Параллельно важно приучать малыша к тому, что посещение туалета — интимный процесс, и родители не обязаны всегда присутствовать рядом.

Частые ошибки родителей

Самая распространённая ошибка — слишком раннее приучение.

Когда ребёнка заставляют сидеть на горшке, пока он не «сходит», и подталкивают словами «пис-пис» или «ка-ка», формируется неправильный рефлекс:
горшок → позыв → опорожнение.

Правильная последовательность должна быть другой:
позыв → горшок → опорожнение.

Также недопустимы:
  • чрезмерная похвала или наказание;
  • сравнение с другими детьми;
  • давление и спешка.

Важно помнить: мальчики чаще созревают позже девочек, и это нормально. Приучать детей обоего пола следует сидя, а писать стоя мальчика можно учить только тогда, когда он уверенно контролирует процессы.

При соблюдении этих рекомендаций приучение к горшку проходит спокойно и естественно. Если же у вас возникают сомнения, трудности или тревога — лучше вовремя обратиться за профессиональной помощью.
С уважением,
детский психолог Светлана Ященко

Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Ященко Светлана Александровна
Руководитель центра. Психотерапевт
европейского уровня (ЕАП)
Образование:
Южный Федеральный Университет - диплом с отличием