Обучите его главным правилам вежливости. Объясните, что правила для детей и взрослых — разные, и что поведение на улице отличается от поведения в магазине или в гостях.
При общении со сверстниками полезно уметь знакомиться, здороваться, представляться. Обычно дети начинают с самого простого: «Привет, меня зовут так-то, мне столько-то лет, давай дружить?». Для многих это и есть ответ на вопрос, как научить ребенка знакомиться.
Объясните, что с другими детьми на площадке надо делиться игрушками, но только если те вежливо просят и если сам ребенок хочет поделиться. Если дети пытаются отобрать игрушку, они поступают плохо. И самому брать что-то без спроса нельзя.
Пусть ваш ребенок знает, что по любому вопросу, связанному с общением со сверстниками, он может обратиться к вам. Не забывайте — для него это совершенно новая область. Если он совершит ошибку, нужно мягко объяснить, в чем она, но не ругать его.
Многие дети зачастую не понимают, какие «бонусы» можно извлечь из общения со сверстниками, поэтому и не стремятся к нему. Для них игры с мамой — это игры только с ней и к другим людям неприменимы. Обычно такое случается, если ребенок общался в очень узком кругу, а затем неожиданно вышел «в свет». Для него такое резкое расширение мира может быть пугающим, и тогда родители замечают: ребенок не общается со сверстниками. Покажите на своем примере, как весело играть с другими детьми — будьте «мостиком» между детьми.
Если ваш ребенок хорошо общается со сверстниками, но испытывает трудности в разговоре со взрослыми, не ругайте его и не принуждайте к этому общению, пока не разберетесь, в чём дело.
Может, он не знает правил, по которым надо говорить со взрослыми? Может, кто-то из взрослых резко его оборвал в начале разговора, и ребенок не считает себя достаточно «важным» для беседы? Особенно вредно, когда ребенка осаживают словами: «Ты что, не видишь, взрослые разговаривают?».