Как научить ребенка общаться: развитие социальных навыков у детей

Ваш ребенок выходит в большой мир. Теперь для него он расширяется и включает в себя не только маму и папу, но и ваших друзей, соседей, знакомых, других детей в парке или на площадке. И здесь у многих родителей возникает вопрос: как научить ребенка общаться и какие социальные навыки ребенка важнее всего вначале? Как научить его общаться? Какие навыки общения у детей привить первыми? Как объяснить поведение других людей?

Понятно, что процесс этот постепенный, и ребенок постигает азы общения, будучи еще совсем маленьким, когда просто понимает, что есть и другие люди помимо родителей. В какой-то момент его коммуникационные возможности (способность общаться, с речью или без) выходят на такой уровень, когда пора уже учиться правильно себя вести, понимать поведение других людей и правильно на него реагировать. Это и есть основа адаптации ребенка в коллективе.
Тема эта достаточно обширна, так что здесь мы коснемся только общих положений и приведем несколько примеров.

Самое главное, с чего следует начать — вы должны понимать, что у вашего ребенка формируются свои социальные навыки, глядя на вас. Вы улыбаетесь людям вокруг — и он будет улыбаться. Вы предпочитаете молчать — и ребенок тоже не будет слишком разговорчивым.
Многие родители не учитывают, что коммуникация начинается уже в том возрасте, когда ребенок даже еще не начал говорить. Она бывает и невербальной (то есть без участия речи). Малыши в песочнице, к примеру, замечательно общаются с помощью воркования, криков, пускания пузырей и размахивания игрушками. Даже на этом этапе важно следить за ребенком, понимать, когда он сердится или хочет быть вместе со всеми, наблюдать — не ведет ли он себя отстранённо или агрессивно.
Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.
Характер у всех людей разный. И ваш ребенок — не исключение. Учитывайте то, что он может оказаться интровертом или экстравертом. Некоторые дети любят спокойные занятия — чтение, головоломки, рисование. Они предпочитают игры с самими собой и склонны к созерцанию. Другим с малых лет нужна компания, они любят подвижные игры. Иногда родители описывают это просто: ребенок интроверт, ребенок стесняется, или наоборот — слишком активный.
Для того чтобы ваш малыш легко и без проблем влился в любую компанию (причем на том уровне, в котором ему самому комфортно), вам нужно стараться объяснять ему чужие поступки (поскольку анализ поведения других людей еще долгое время ему будет недоступен), а также подсказывать, как ему самому поступить — это прямые правила общения для детей.

Если ваш ребенок застенчив, и вы видите, что застенчивый ребенок не решается сделать первый шаг, попробуйте начинать общение сами. Познакомьтесь с его сверстниками, представьте их друг другу, предложите какую-нибудь игру. Если ребенок увидит, что вы спокойны, легко идете на контакт с незнакомыми детьми и вам нравится с ними общаться, он быстрее начнет общаться сам — сначала понемногу, а потом увереннее.
Обучите его главным правилам вежливости. Объясните, что правила для детей и взрослых — разные, и что поведение на улице отличается от поведения в магазине или в гостях.
При общении со сверстниками полезно уметь знакомиться, здороваться, представляться. Обычно дети начинают с самого простого: «Привет, меня зовут так-то, мне столько-то лет, давай дружить?». Для многих это и есть ответ на вопрос, как научить ребенка знакомиться.

Объясните, что с другими детьми на площадке надо делиться игрушками, но только если те вежливо просят и если сам ребенок хочет поделиться. Если дети пытаются отобрать игрушку, они поступают плохо. И самому брать что-то без спроса нельзя.

Пусть ваш ребенок знает, что по любому вопросу, связанному с общением со сверстниками, он может обратиться к вам. Не забывайте — для него это совершенно новая область. Если он совершит ошибку, нужно мягко объяснить, в чем она, но не ругать его.

Многие дети зачастую не понимают, какие «бонусы» можно извлечь из общения со сверстниками, поэтому и не стремятся к нему. Для них игры с мамой — это игры только с ней и к другим людям неприменимы. Обычно такое случается, если ребенок общался в очень узком кругу, а затем неожиданно вышел «в свет». Для него такое резкое расширение мира может быть пугающим, и тогда родители замечают: ребенок не общается со сверстниками. Покажите на своем примере, как весело играть с другими детьми — будьте «мостиком» между детьми.

Если ваш ребенок хорошо общается со сверстниками, но испытывает трудности в разговоре со взрослыми, не ругайте его и не принуждайте к этому общению, пока не разберетесь, в чём дело.
Может, он не знает правил, по которым надо говорить со взрослыми? Может, кто-то из взрослых резко его оборвал в начале разговора, и ребенок не считает себя достаточно «важным» для беседы? Особенно вредно, когда ребенка осаживают словами: «Ты что, не видишь, взрослые разговаривают?».
Записывайтесь по телефону:
Скидка 50% на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко.
Такие слова могут крепко засесть в голове у малыша, и он начнет считать любые разговоры со взрослыми под запретом. Ребенок только начинает пытаться общаться. Важно дать ему понять, что его мнение тоже интересно: внимательно и терпеливо выслушивать его сбивчивые рассказы, расспросить о подробностях. Если он пытается поговорить не к месту или когда взрослые заняты, нужно мягко объяснить, что вы сейчас не можете, но обязательно выслушать его после.

Важно понимать, что для маленького ребенка общение становится не только способом поделиться опытом, но и самим этим познанием. Недаром дети в определенном возрасте становятся «почемучками»: они пытаются разобраться в мире и людях вокруг, используя опыт и знания своих родителей. Именно передача ценного опыта стала существенным преимуществом человека в эволюционном плане.

Одна из самых важных способностей человека — коммуникация. И чем лучше ребенок научится ею пользоваться, тем умнее, гармоничнее, счастливее и успешнее он будет во взрослом состоянии. Хорошо может помочь в этом участие в тренингах для детей и подростков, благодаря которым ребенок познает себя, приобретает навыки общения, навыки решения конфликтных ситуаций, а также уверенность в себе.

Если же вы замечаете, что, несмотря на ваши объяснения и попытки научить ребенка общаться, он сторонится сверстников (и это выходит за рамки простого интровертного поведения), или же наоборот — ребенок ведет себя агрессивно с другими детьми и взрослыми, тараторит без умолку или злится, когда его не слушают — вам стоит более внимательно присмотреться к нему и обратиться за консультацией детского психолога.
С уважением,
детский психолог Светлана Ященко

Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Ященко Светлана Александровна
Руководитель центра. Психотерапевт
европейского уровня (ЕАП)
Образование:
Южный Федеральный Университет - диплом с отличием