Как правильно хвалить ребёнка?

Смотрю на своё отраженье в ручье
И иного я краше уже не ищу…
Никто ни в чём не ровня мне!
И оттого лишь я грущу,
Что не стоит толпа восторженных зевак
И не аплодируют стоя мне…
Статья детского и семейного психолога Светлана Ященко

Один из возможных результатов чрезмерной похвалы ребёнка в раннем детстве — формирование нарциссического типа личности. Когда родители восхищаются каждым словом и каждым движением малыша, ребёнок, выходя в социум, ожидает такого же восхищения от окружающих и страдает, если его не получает.

Это нередко приводит к трудностям в детском саду, школе, а позже — и в личной жизни. В более мягком варианте вырастают люди, которым сложно доводить дела до конца без внешней похвалы. Если их критикуют — они бросают начатое. Если не получается быть лучшими — отказываются от деятельности вовсе.
Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Ошибка похвалы с неправильным акцентом

Вторая распространённая ошибка — похвала, в которой акцент всё время делается на личности ребёнка, а не на результате или процессе. В этом случае ребёнок начинает приравнивать свои успехи к собственной ценности: «Я хороший, когда получаю пятёрки, и плохой — когда получаю тройки».

Тогда проще вообще ничего не делать, чем ошибиться и почувствовать себя «плохим». Гораздо полезнее говорить не «ты молодец, что убрал», а «посмотри, как у нас стало чисто». В этом случае ребёнок сам делает внутренний вывод: «Это я сделал, значит, я молодец» — и учится хвалить себя самостоятельно, не завися от оценки окружающих.

Ещё эффективнее хвалить процесс: не «ты молодец, что получила пятёрку», а «я рада, что ты так старалась и целый день занималась».

Крайне нежелательно как при похвале, так и при критике сравнивать ребёнка с другими детьми или с родителями в детстве. Такие сравнения формируют зависть, обесценивание себя и скрытую агрессию.

Хвалить всё-таки нужно

При всём этом ребёнка обязательно нужно хвалить и поддерживать. Поддержки должно быть как минимум в 5 раз больше, чем критики и замечаний. Иначе формируется низкая самооценка и отчуждение от родителей.
Записывайтесь по телефону:
Скидка 50% на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко.

Осторожно: поощрение

С поощрением всё тоже не так просто. Если всё, что вы покупаете ребёнку, даётся «за что-то», в будущем можно услышать: «Денег дашь — приду». Условная любовь (люблю, когда ты хороший) возвращается зеркально.

Если поощрять только за оценки, исчезает внутренняя мотивация к учёбе — ребёнок учится «за деньги». Более того, поощрение легко превращается в наказание:
«Будешь хорошо себя вести — куплю».
Сил воли не хватило — и ребёнок лишается обещанного. Это воспринимается как несправедливость и ранит.

Как правильно поощрять ребёнка

Поощрять желательно результат деятельности, а не самого ребёнка.
Если он помог маме — мама может провести с ним освободившееся время.
Если помог заработать — можно поделиться частью заработка.

Но важно не впадать в крайности:
— играть с ребёнком родители должны и без условий;
— карманные деньги должны соответствовать возрасту;
— часть домашних обязанностей выполняется просто так.

Иногда возможны исключения. Например, при работе с гиперактивным ребёнком используют систему жетонов за сложные, но уже доступные ему действия (высидеть урок, сосредоточиться). Эта система должна быть временной и очень дозированной.
Поощрение — оружие обоюдоострое.

Вместо заключения

Если вы прочли эту статью до конца — вы действительно осознанные и продвинутые родители. А теперь самое важное поощрение — не похвала словами, а реальные изменения в вашем воспитании, если вы возьмёте эти рекомендации в свою жизнь.
С уважением,
детский психолог Светлана Ященко

Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Ященко Светлана Александровна
Руководитель центра. Психотерапевт
европейского уровня (ЕАП)
Образование:
Южный Федеральный Университет - диплом с отличием