Вторая распространённая ошибка — похвала, в которой акцент всё время делается на личности ребёнка, а не на результате или процессе. В этом случае ребёнок начинает приравнивать свои успехи к собственной ценности: «Я хороший, когда получаю пятёрки, и плохой — когда получаю тройки».
Тогда проще вообще ничего не делать, чем ошибиться и почувствовать себя «плохим». Гораздо полезнее говорить не «ты молодец, что убрал», а «посмотри, как у нас стало чисто». В этом случае ребёнок сам делает внутренний вывод: «Это я сделал, значит, я молодец» — и учится хвалить себя самостоятельно, не завися от оценки окружающих.
Ещё эффективнее хвалить процесс: не «ты молодец, что получила пятёрку», а «я рада, что ты так старалась и целый день занималась».
Крайне нежелательно как при похвале, так и при критике сравнивать ребёнка с другими детьми или с родителями в детстве. Такие сравнения формируют зависть, обесценивание себя и скрытую агрессию.