Что делать, если ребенок не слушается? Как понять особенности поведения ребенка и научить его базовым правилам, не подавляя инициативу и характер? Давайте разберемся вместе.
Мы учим детей ходить и говорить, чтобы однажды сказать им: «Сядь и замолчи!» (народный юмор)
Иногда я читаю лекции няням. И однажды на лекции говорю:
«У маленьких детей наглядно‑действенное мышление, т. е. они думают руками. У них сильно развитые желания и слабо развитая воля. Их нельзя искушать. Поэтому всё, что им нельзя трогать, лучше спрятать, если это возможно. Так конфликтов и истерик будет меньше, ребёнок послушнее, а отношения с ним — лучше».
Одна из нянь ответила:
«Ну да, если бы это ещё родители понимали! Я в одной семье работала, так там мамочка ставила шоколадные конфеты на нижнюю полку и говорила мне, что пусть стоят — должен же ребёнок „нельзя“ понимать! А ребёнку два года было!»
«Если он сейчас „нельзя“ не понимает, как он в 13 лет поймёт?» — рассуждают такие родители. За этим рассуждением стоит страх не справиться со своей родительской ролью, потерять власть. Именно это они и получат, если уже сегодня будут действовать, подчиняясь этому страху.
**«Фраза родителей „Стой спокойно“ переводится для бессознательного ребёнка: „Чтоб ты сдох!“, потому что только в этом состоянии ребёнок может стоять — или, точнее, лежать — спокойно».
(чёрный юмор психологов)Слово
«нельзя» — это сильный инструмент.
Если его слишком много, оно становится:
- источником тревоги
- причиной истерик
- фактором психологической травмы
Чем реже оно используется — тем здоровее психика ребенка и тем легче договариваться о действительно важных запретах.