Дислексия и дисграфия у детей: когда ребенку трудно читать и писать

Вашему ребенку поставили диагноз дислексия или дисграфия?
Или пока есть неопределенные трудности с чтением и письмом, причину которых еще нужно установить?
В этом случае я приглашаю вас на прием к логопеду — специалисту, который много лет профессионально занимается диагностикой и коррекцией дислексии и дисграфии.
Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Как проявляется дислексия и дисграфия у детей?

Иногда умный и сообразительный ребенок долго не может научиться читать и писать. Он как будто видит не слово, а набор букв, плохо понимает смысл прочитанного и не может записать то, что только что услышал и понял.

Частые признаки:
  • медленное, угадывающее чтение;
  • трудности с воспроизведением порядка букв;
  • странные, повторяющиеся ошибки при письме;
  • отсутствие связи между звучанием слова и его написанием.
Такие особенности должны насторожить родителей.

Иногда трудности с чтением и письмом сопровождаются:
  • необычным захватом ручки;
  • леворукостью;
  • правополушарным мышлением;
  • СДВГ;
  • нарушением координации;
  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • ДЦП или речевыми нарушениями.

Что такое дислексия и дисграфия?

Существует множество форм дислексии:
  • ребенок читает, но не понимает смысл;
  • переставляет слоги или буквы;
  • путает и не узнает буквы;
  • плохо запоминает написание слов.
Обычно дислексией называют трудности с чтением, а дисграфией — трудности с письмом.
На практике дисграфия является частным случаем дислексии, поэтому далее мы говорим о них как об одной группе нарушений.
Точные причины дислексии до конца не изучены.

Среди возможных факторов:
  • генетическая предрасположенность;
  • физиологические особенности работы мозга;
  • перенесенные травмы.

Чем опасна дислексия без коррекции?

Без помощи специалистов возможны:
  • отставание в учебе;
  • отчужденность от сверстников;
  • снижение самооценки;
  • формирование комплекса неполноценности.
После диагностики специалисты рекомендуют длительную коррекционную работу: занятия с логопедом, дефектологом и участие родителей.

Важно помнить:
🔹 в раннем возрасте дислексия корректируется значительно легче;
🔹 во взрослом возрасте коррекция почти невозможна;
🔹 «само не пройдет».
Не падайте духом. Альберт Эйнштейн и Леонардо да Винчи были дислектиками. Но и расслабляться нельзя: чтобы из трудностей вырос талант, а не затравленный школьник, необходима регулярная и грамотная помощь.

Психологическая поддержка ребенка

Ребенку с дислексией особенно важно:
  • чувствовать принятие;
  • быть любимым таким, какой он есть;
  • ощущать веру родителей;
  • развивать свои сильные стороны и творческий потенциал.
В этом вам может помочь детский психолог. Напоминаю, что в нашем центре работает опытный логопед, а по вопросам психологической поддержки вы можете обратиться лично ко мне — руководителю центра, Ященко Светлане.
Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Как проходит коррекция дислексии?

Работа логопеда строится в зависимости от формы нарушения:
  • при зрительной дислексии — развитие зрительного анализа и синтеза;
  • при тактильной дислексии — работа с пространственной ориентацией;
  • при нарушениях памяти — развитие различных видов памяти;
  • при нарушении звукового восприятия — работа со звуковым составом слова;
  • при орфографических трудностях — формирование орфографических схем.
Вы получите поддержку опытного профессионала и понятный план действий.

Подведем итоги действий родителей:

  1. Диагностика и коррекция у профессионального логопеда
  2. Тестирование у патопсихолога — для выявления сильных и слабых сторон
  3. Занятия с дефектологом — развитие сильных сторон и компенсация слабых
  4. Консультация психолога, если у ребенка или родителей есть тяжелые переживания
Добавлю, что комплексное обследование у всех четырех специалистов вы можете пройти в нашем центре.
С уважением,
детский психолог Светлана Ященко

Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Ященко Светлана Александровна
Руководитель центра. Психотерапевт
европейского уровня (ЕАП)
Образование:
Южный Федеральный Университет - диплом с отличием