Условный возраст подросткового периода 12-18 лет. Он, конечно, может быть и в 10 лет, и в 19 лет, в зависимости от социального окружения и индивидуальных личностных особенностях.
Но, как и в любом другом деле, прежде чем научиться чем-то управлять, необходимо разобраться в принципе действия. Например, для того, чтобы поехать за рулем автомобиля, мы сперва изучаем правила, затем то как работает машина (заводится, переключаются передачи и т.д.), и только после этого учимся им управлять. В воспитании подростков для того, чтобы быть эффективными, нужно сделать нечто похожее.
Итак, отличительными чертами подросткового возраста являются:
- Чувство взрослости
- Ведущая деятельность – общение со сверстниками
- Желание, чтобы все было как у всех
- Желание отличаться от всех
- Гормональная перестройка
- Половое созревание
- Эмоциональная нестабильность
Теперь становится очевидным, почему этот период называют кризисным. Ведь все эти черты существуют в одном человеке, и обрушиваются они все и сразу, а не по очереди. Кризис часто сопоставляют с чем-то негативным, но на самом деле кризис является точкой роста, качественных изменений, и условной нормой. Подростковый возраст – нормативный кризис, который будет переживать каждый ребенок. Хорошие новости заключаются в том, что взрослый может помочь быстрее пройти этот кризис, научив правильному взаимодействию с миром взрослых.
Возникает вопрос, а можно ли это как-то переждать, пока оно само там устаканится, изменится, трансформируется, а я не буду лезть на рожон? Конечно можно, только вот близкие отношения это, к сожалению, не рождает. И потом мы задаемся вопросом, почему нет теплых и доверительных отношений с ребенком, нет общения, которого бы нам хотелось, и как теперь все вернуть? Если ребенок только вступает в подростковый кризис, проживите этот кризис с ним. Принимайте и понимайте его. А если отношения очень конфликтные, и кажется, что никак эту связь не восстановить, то единственным окошком в мир ребенка становятся его интересы.
Постарайтесь узнать об увлечениях своего ребенка, не пытаясь давать им какую-либо оценку или критикуя интересы. В этом возрасте уже не получится навязать свои, поэтому необходимо искренне понять и проникнуться увлечениями подростка, этот мостик в его мир может помочь сохранить, а бывает даже восстановить утраченные отношения.
Несмотря на то, что у ребенка в этом возрасте ведущая деятельность – это общение со сверстниками. Ему необходим значимый взрослый, через призму которого он будет формировать представления о себе и мире. А выбирает подросток общение по принципу, где понимают и принимают, поэтому важно научиться взаимодействовать, считаясь с его мнением, интересами и самостоятельными решениями, в котором так нуждается их чувство взрослости.
Что я представляю собой как человек?
Как я выгляжу со стороны?
Достоин ли я уважения/можно ли меня любить?
На эти непростые вопросы подросток впервые ищет ответы, и вряд ли он подойдет и спросит напрямую, поэтому он вынужден считывать эти ответы из общения со сверстниками, родителями, учителями и т.д. Поэтому, когда мы что-то говорим ребенку нужно задуматься: А ту ли информацию я транслирую? А так ли я хочу, чтобы он о себе думал?
Запишитесь на консультацию к детскому и подростковому психологу
Альбине Юрьевне Луниной
телефон 303-20-60