Ваш ребенок выходит в большой мир. Теперь для него он расширяется, и включает в себя не только маму и папу, но и ваших друзей, соседей, знакомых, других детей в парке или на площадке.
Как научить его общаться? Какие социальные навыки привить первыми? Как объяснить поведение других людей?
Понятно, что процесс этот постепенный, и ребенок постигает азы общения будучи еще совсем маленьким, когда просто понимает, что есть и другие люди помимо родителей. В какой-то момент его коммуникационные возможности (способность общаться, с речью или без) выходят на такой уровень, когда пора уже учиться правильно себя вести, понимать поведение других людей и правильно на него реагировать.
Тема эта достаточно обширна, так что здесь мы коснемся только общих положений и приведем несколько примеров.
Самое главное, с чего следует начать — вы должны понимать, что у вашего ребенка формируются свои социальные навыки, глядя на вас. Вы улыбаетесь людям вокруг — и он будет улыбаться. Вы предпочитаете молчать — и ребенок тоже не будет слишком разговорчивым.
Многие родители не учитывают, что коммуникация начинается уже в том возрасте, когда ребенок даже еще не начал говорить. Она бывает и невербальной (то есть, без участия речи). Малыши в песочнице, к примеру, замечательно общаются с помощью воркования, криков, пускания пузырей и размахивания игрушками. Даже на этом этапе важно следить за ребенком, понимать, когда он сердится или хочет быть вместе со всеми, наблюдать — не ведет ли он себя отстранённо или агрессивно.
Характер у всех людей разный. И ваш ребенок — не исключение. Учитывайте то, что он может оказаться интровертом или экстравертом. Некоторые дети любят спокойные занятия — чтение, головоломки, рисование. Они предпочитают игры с самими собой и склонны к созерцанию. Другим с малых лет нужна компания, они любят подвижные игры.
Для того, чтобы ваш малыш легко и без проблем влился в любую компанию (причем на том уровне, в котором ему самому комфортно), вам нужно стараться объяснять ему как чужие поступки (поскольку анализ поведения других людей еще долгое время ему будет недоступен), так и подсказывать, как ему самому поступить.
Если ваш ребенок застенчив, попробуйте делать первые шаги в общении сами. Познакомьтесь с его сверстниками, представьте их друг другу, предложите какую-нибудь игру. Если ребенок увидит, что вы спокойны, легко идете на контакт с незнакомыми детьми и вам нравится с ними общаться, он быстрее начнет общаться сам.
Запишитесь к опытному детскому психологу и узнайте как справиться с вашей проблемой
телефон 3032060
Обучите его главным правилам вежливости. Объясните, что правила для детей и взрослых — разные, и что поведение на улице, скажем, отличается от поведения в магазине или в гостях.
При общении со сверстниками полезно уметь знакомиться, здороваться, представляться. Обычно дети начинают с самого простого: «Привет, меня зовут так-то, мне столько-то лет, давай дружить?».
Объясните, что с другими детьми на площадке надо делиться игрушками, но только если те вежливо просят, и если сам ребенок хочет поделиться. Если дети пытаются отобрать игрушку, они поступают плохо. И самому брать что-то без спроса нельзя.
Пусть ваш ребенок знает, что по любому вопросу, связанному с общением со сверстниками, он может обратиться к вам. Не забывайте — для него это совершенно новая область и если он совершит ошибку, нужно мягко объяснить, в чем она, но не ругать его.
Многие дети зачастую не понимают, какие «бонусы» можно извлечь из общения со сверстниками, поэтому и не стремятся к нему. Для них игры с мамой — это игры только с ней и к другим людям неприменимы. Обычно такое случается если ребенок общался в очень узком кругу, а затем неожиданно вышел «в свет». Для него такое резкое расширение его мира может быть пугающим. Покажите на своем примере, как весело играть с другими детьми — будьте этаким «мостиком» между детьми.
Если ваш ребенок хорошо общается со сверстниками, но, к примеру, испытывает трудности в разговоре со взрослыми, не ругайте его и не принуждайте к этому общению, пока не разберетесь, в чём дело.
Может, он не знает правил, по которым надо говорить со взрослыми? Может, кто-то из взрослых резко его оборвал в начале разговора, и ребенок не считает себя достаточно «важным» для беседы? Особенно вредно, когда ребенка осаживают словами «Ты что, не видишь, взрослые разговаривают?».
Запишитесь к опытному детскому психологу и узнайте как справиться с вашей проблемой
телефон 3032060
Такие слова могут крепко засесть в голове у малыша и он начнет считать любые разговоры со взрослыми под запретом. Ребенок только начинает пытаться общаться. Важно дать ему понять, что его мнение тоже интересно, внимательно и терпеливо выслушивать его сбивчивые рассказы, расспросить о подробностях. Если он пытается поговорить не к месту или когда взрослые заняты, нужно мягко объяснить ему, что вы сейчас не можете, но обязательно выслушать его после.
Важно понимать, что для маленького ребенка общение становится не только способом поделиться своим опытом в познании мира, но и самим этим познанием. Недаром дети в определенном возрасте становятся «почемучками» - они пытаются разобраться в мире и людях вокруг, используя опыт и знания своих родителей. Именно передача ценного опыта стала в свое время существенным преимуществом человека в эволюционном плане.
Одна из самых важных способностей человека — коммуникация, и чем лучше ребенок научится ею пользоваться, тем умнее, гармоничнее, счастливее и успешнее он будет во взрослом состоянии. Хорошо может помочь в этом участие в тренингах для детей и подростков, благодаря которым ребенок познает себя, приобретает навыки общения, решения конфликтных ситуаций, а так же приобретает уверенность в себе.
Если же вы замечаете, что, несмотря на ваши объяснения и попытки научить ребенка общаться, он сторонится сверстников, причем это выходит за рамки простого интравертного поведения, или же наоборот, ребенок ведет себя агрессивно с другими детьми и взрослыми, тараторит без умолку или злится, когда его не слушают — вам стоит более внимательно присмотреться к нему и обратиться за консультацией к детскому психологу.
Проконсультируйтесь у специалиста
С уважением, практический психолог Ященко С.А.