Смотрю на свое отраженье в ручье
И иного я краше уже не ищу…
Никто ни в чем не ровня мне!
И от того лишь я грущу,
Что не стоит толпа восторженных зевак,
Не аплодируют тут стоя мне!
И я не понимаю как –
Они не видят красоты во мне?
Один из результатов захваливания ребенка в раннем детстве – развитие у ребенка нарцистического типа личности. Если родители восхищаются каждым словом, каждым движением малыша, то ребенок выходя в социум ожидает такого же восхищения и страдает от того, что не все восхищаются им. Это приводит к тому, что ему трудно в детском саду, школе, а потом и в личной жизни. В более легком варианте – это люди, которым сложно доводить дела до конца, если их не похвалили. Они бросают любое дело, если их критикуют. Если они не учатся лучше всех, то бросают учиться вовсе.
Вторая проблема – это похвала, с неправильно расставленным акцентом. Если акцент все время на ребенке, то он приравнивает результат своей работы к оценке своей личности. Я хороший, пока получаю пятерки и плохой, когда получаю три. И решает, что лучше ничего не делать, чем делать и ошибаться и чувствовать себя плохим. Лучше говорить, не «ты молодец, что убрал», а «посмотри, как у нас стало чисто». Тогда ребенок про себя проговаривает: «Это я убрал, я молодец» и учится хвалить себя сам. Перестает зависеть от поощрения других людей. Еще лучше – хвалить процесс: не ты молодец, что получила пять по диктанту», а «Я рада, что ты любишь русский и что ты вчера весь день занималась!». Нежелательно как при похвале, так и при критике сравнивать ребенка с другими детьми или с собой. Начинаешь тихо ненавидеть тех, кого родители считают лучше тебя. И всю жизнь кому-то завидуешь.
И при этом однако – хвалить ребенка надо! И поддерживать. Поддержки должно быть хотя бы в 5 раз больше, чем критики и замечаний. Иначе – низкая самооценка и неприязнь к вам.
Записаться на консультацию к детскому психологу
т. 303 20 60
С поощрением тоже все очень интересно. Если все, что вы покупаете ребенку – не просто так, а за что-то, то в старости дождетесь: «Денег дашь – приду…». Т.е. ваша условная любовь (люблю, когда ты хороший) – вернется к вам отраженная как в зеркале. Знаете такие «Зубастые подарки» от родителей: «Мы же вам квартиру купили, почему же вы не позволяете нам приходить и копаться в вашем грязном белье?». Это из серии: кто платит, тот и заказывает музыку. Про власть то есть. Если поощрять за оценки – то пропадет собственная мотивация к учебе. Будет все одиннадцать лет учиться только за деньги. Поощрением нельзя злоупотреблять, т.к. оно очень легко превращается в наказание. Будешь хорошо себя вести – куплю шоколадку, а силы воли не хватило у малыша (воля то к 12 годам формируется!) и все – нет тебе шоколадки! Несправедливо и обидно.
Как хвалить ребенка?
Поощрять желательно только тем, что получилось в результате деятельности ребенка. Если ребенок помог маме и у нее освободилось время, то мама может поиграть с ним в это время. Если ребенок помог семье заработать денег, то можно поделиться с ним этим заработком. Только не надо впадать в крайности. Играть с ребенком мама и так должна ежедневно и карманные деньги у ребенка должны соответствовать возрасту. И некоторые обязанности по дому должны у него быть просто так, без поощрения.
Иногда бывают исключения, когда гиперактивному ребенку например, дают поощрения за то, что он урок высидел спокойно, жетон, какой-либо. А потом 10 жетонов меняют на подарок (моя коллега Оксана Алисова очень успешно использует этот прием со сложными детками), но здесь нельзя перегнуть палку. Такая система должна быть временной и только за то, что ребенок уже может сделать, но ему еще трудновато. А не за все подряд.
Так что поощрения – это обоюдно острое оружие.
Теперь я готова вас похвалить: если вы прочли эту статью – то вы продвинутые родители. А вот поощрите вы себя сами – хорошим результатом вашего воспитания, если учтете в своей жизни мои советы.
Хотите лучше ладить со своими детьми ? Запишитесь на тренинг "Воспитание без наказания"
т. 303 20 60