Статья детского и семейного психолога Ященко С.А.
Радость материнства пустой звук, когда у Вас гиперактивный ребенок. Он обуза для близких, его никто не может выдержать кроме Вас. Да и Вы выдерживаете его с трудом. В три года родители вымотаны и в отчаянии, бесконечность впереди и позади. Всегда взлохмачен и растрепан, все рвет, пачкает, теряет. Он носится, как гоночный автомобиль, на который поставили ракетный двигатель, но забыли поставить тормоза. Всегда с горящими глазами мелькает перед Вами. Его внимание ни на чем не может удержаться более двух секунд. Его может отвлечь даже муха и та ненадолго. Он всегда находит оправдания своим ошибкам и искренне верит в них. Импульсивен. Настроение похоже на американские горки. То бьет за то, что его слегка толкнули, то не замечает, когда его серьезно обидели. Он всегда там, где баловство и проказы, заводила всех драк. Нигде не приживается, притягивает все неприятности. С трудом учится, самооценка - ноль.
Причины детской гиперактивности:
Полностью причины этого явления до конца науке неизвестны, были даже времена, когда причиной считали употребление сахара. Травма, минимальные мозговые дисфункции, нарушения ЦНС - вот самые распространенные версии на данную тему. Самые последние исследования делят гиперактивность на истинную (с химическими изменениями в теле и мозге) и ложную (когда ребенок так реагирует на психологические проблемы). Отличить одно от другого важно ( т.к. первое лечится лекарствами и работой психолога, а второе можно исправить только консультациями психолога без лекарств). Но редко эти явления может различить между собой даже опытный специалист (одного такого порекомендую ниже). Сейчас даже ищут бактерию, которая возможно вызывает гиперактивность у детей. Одна из самых интересных и похожих на правду версий: гиперактивность - это детская депрессия. Получается взрослые от депрессии теряют силы и активность, а дети суетятся и нервно бегают.
Несмотря на разношерстные идеи о причинах, гиперактивность надо лечить.
Панацеи две: психиатр с таблетками (только хороший) и опытный психолог.
Сначала я порекомендовала бы сходить к лучшему психиатру, который принимает сейчас в Ростове именно в нашем центре:
- Ариэль Аркадьевич Став (известный израильский психиатр, доктор медицины, специалист в области детской и подростковой психиатрии, дивиантолог). Ариель Аркадьевич владеет самыми современными методами диагностики и лечения гиперктивности, подтвержденным его многолетним опытом.
Запись на консультацию по тел. 303 20 60
Потом стоит пройти подробную диагностику у наших патопсихологов (для определения какие есть у ребенка ресурсы на которые можно опереться и какие стороны личности и познавательных процессов западают и требуют срочной коррекции.
- Дорохов Михаил Борисович - 20 лет практической психологической работы с детьми. Специализируется на диагностике, коррекции и обучении детей с особенностями развития (ЗПР, ДЦП, аутизмом, гиперактивностью и другими).
- Холодова Эльвира Юрьевна - клинический психолог, определяет степень нарушения, проводит коррекционные занятия детей с особенностями развития
А потом выбрать хорошего детского психолога для длительной коррекции гиперактивности:
-
Айрапетян Зоя Олеговна - детский психолог, опыт практической работы более 5 лет, арт-терапевт, сказкотерапевт, игровой терапевт.
- Ильина Ольга Михайловна - детский психолог, диагностика и коррекция состояний у детей с проблемами поведения и учебой.
- Алексеева Оксана Алексеевна - детский психолог, диагностика и коррекция психологический состояний у детей и взрослых.
- Караманянц Анжела Юрьевна - детский и подростковый психолог, диагностика и коррекция психологический состояний у детей и взрослых.
Что делать дома?
Убрать опасные предметы и лекарства, ограничить возбуждающие факторы (друзья, телевизор, компьютер), соблюдать режим дня. Выстроить стабильную систему воспитательного воздействия ( можно прийти для этого на наш тренинг ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЙ), справиться с раздражением на ребенка и его поведение, попытаться принять ребенка таким, какой он есть (если самостоятельно не удастся, то можно прийти на индивидуальную консультацию к психологам центра), приучить к спорту. Научить планировать игры (а потом учебу и дела). Учить играть в тихие игры, добиваться цели. Отвлекать от двигательной бури рисованием, чтением. Терпеливо повторять задания. Поощрять даже слабые попытки к самостоятельности. Научить своим примером сдерживать эмоции. Быть последовательным в поощрениях и наказаниях ( последними не увлекаться). Повременить с детским садом.
Ошибки родителей:
Это не болезнь, а хулиганство: лечить не будем - само пройдет. Лечить как-нибудь (маленький же, чего вредными лекарствами пичкать). Все запрещать (балованный же), все разрешать (болен же). Поощрять проказы (словом или улыбкой), оберегать от спорта, перевозбуждать. Выплескивать на ребенка свою агрессию, наказывать. То запрещать, то разрешать одно и тоже. Много требовать, вешать ярлыки.
Последствия ошибок:
Плохое поведение и плохая учеба в школе, плохое отношение от учителей и одноклассников, а потом и ребенка самого к себе. Отсюда низкая самооценка и неуспешность на всю жизнь.
Помогите своему ребенку! Позвоните и запишитесь на консультацию
к психологу по тел. 303 20 60
Какой режим дня рекомендуется для ребенка с СДВГ?
Ребенку желательна стабильность: одни и те же дела в одно и тоже время. Малышам можно повесить на стенку режим дня в картинках. Но! Избегайте шантажа: уроки не сделаешь, компьютера не будет.
Как обучать и развивать ребенка с СДВГ?
Так же как других, только меньше циклиться на дисциплине. Если такому ребенку позволить учиться болтая ногами, почесываясь и теребя резинку, он хорошо работает и лучше себя ведет.
Полезны ли для ребенка с СДВГ занятия спортом?
Полезен спокойный спорт (плавание, восточные единоборства, велоспорт, легкая атлетика) помогающие научиться самоорганизации и самодисциплине), но избегайте большого спорта и тренеров слишком сильно ориентированных на результат любой ценой.
Как защитить ребенка от произвола педагогов?
К педагогам стоит относиться уважительно и просить их о помощи в социализации больного ребенка, мягко, но постоянно донося до них, что ребенок не на зло им хулиганит, а просто по другому вести себя не способен. Конфликт с учителями - крайняя мера. Можно попросить психолога, работающего с Вашим ребенком, поговорить с учителем вместо вас. Конфликт с учителями - крайняя мера. Но и терпеть, когда Вашего ребенка делают козлом отпущения, нельзя.
Какие проблемы несет СДВГ в разном возрасте?
В младшем школьном возрасте родителям и учителям бывает непросто «угомонить» таких деток, страдает успеваемость – проблема не в интеллекте, а в нарушении произвольного внимания.
В подростковом возрасте на первый план выступают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми – у таких ребят высок риск формирования асоциального и антисоциального поведения.
У взрослых с СДВГ нередко развиваются зависимости (алкогольная, наркотическая).
Какой прогноз будущего для гиперактивных детей?
Компенсация вполне возможна при правильно организованной окружающей среде и своевременной коррекции с помощью работы психолога. А в случае истинного СДВГ и медикаментозного лечения назначенного психиатром. Прогноз будущего вполне благоприятный в 80 % случаев. Облегчение чаще всего наступает после 12-13 летнего возраста.
Родители детей с СДВГ часто ощущают беспомощность, чувство вины и стыд, безысходность. Какой совет можно им дать?
Наберитесь терпения и любите своих детей и верьте в них.
С уважением, практический психолог Ященко С.А.
ЗАПИШИТЕСЬ на консультацию по тел. 303 20 60
Другие статьи по теме:
Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ
Читайте о воспитании: