Статья детского и семейного психолога Ященко С.А.
Подвижные дети – гордость или проблема? В чем причина детской агрессивности? Почему ребенок плохо учится? Может это СДВГ? Когда подвижность детей – норма, а когда уже проблема? Обязательно ли гиперактивный ребенок должен быть агрессивным? Что делать родителям, если у детей гиперактивность? Почему бывает СДВГ у детей? Психологи Ростова о СДВГ у детей. Может ли быть СДВГ причиной агрессивного поведения ребенка? Гиперактивность и ее коррекция.
Причиной того, что ребенок агрессивный действительно может быть СДВГ. Иногда сама подвижность такого ребенка кажется агрессией.
Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ у детей?
В чем состоит коррекция гиперактивности? Какие мероприятия обязательны, а какие желательны? Перечислите, пожалуйста, комплекс мер, мероприятий и общие рекомендации для родителей, воспитывающих детей с гиперактивностью?
О.А.: Сопровождение семьи, в которой растет гиперактивный ребенок, включает два основных направления – воздействие на самого ребенка и работа с его окружением (родителями, воспитателями, учителями). Я попробую кратко охарактеризовать эти направления.
Психологическая работа с ребенком с СДВГ включает несколько направлений: терапия аффективно-личностной сферы (игровая терапия, арттерапия и т.д.); поведенческая терапия, основными методами которой являются оперантные, когнитивно-бихевиоральные и формирование социальных навыков. Коррекция поведения гиперактивного и агрессивного ребенка – работа для опытных детских психологов.
Запишитесь на консультацию к опытному детскому психологу
телефон 3032060
Оперантные методы работы при СДВГ у детей – это подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), т.е. социальное подкрепление. В качестве штрафных санкций используется «тайм-аут», отнятие фишек (жетонов).
Поведенческая терапия по коррекции гиперактивности с использованием оперантных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперкинетическим расстройством поведения:
- Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформулированы ясно и кратко, а также, по возможности, наглядно продемонстрированы.
- Последствия поступка ребенка должны наступать быстро — как можно ближе во времени к целевому поведению.
- Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
- Необходимо время от времени менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, т.к. у детей быстро наступает эффект привыкания.
- Рекомендуется планирование и структурирование времени гиперактивного ребенка.
Оперантные принципы можно изложить в письменном виде, зафиксировав систему вознаграждений и штрафные санкции. Подобный подход может быть использован не только родителями, но и школьными учителями – как инструкция по реагированию на определенные способы поведения. Эти методы хороши, какой бы не был расторможенный и агрессивный ребенок. Помогает и когда ребенок плохо учится.
Когнитивно-бихевиоральные методы, в отличие от оперантных, базирующихся, на внешнем контроле, направлены на развитие у гиперактивных детей навыков самоконтроля. Цель – научить ребенка регулировать собственное поведение, увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации. Основной метод – самонаблюдение, самоинструктаж. Задача коррекции гипенактивности – изменить восприятие собственного поведения.
В пример можно привести тренинг самоинструктажа для импульсивных детей с гиперактивностью по Мейхенбауму. Основа этого метода — самовербализация (проговаривание) и самоинструктаж. «То, что люди себе говорят, определяет все, что они делают», – считал Мейхенбаум.
У детей гиперактивность корректируется с помощью этого метода в определенной последовательности:
- Определение проблемы («стоп, сначала подумаем, о чем вообще идет речь).
- Управление вниманием и планирование («что я могу сделать? как я должен поступить?»).
- Управление реакциями – формулируются самоинструкции, которые, по сути, являются руководством к действию («я сделаю сначала так, а потом вот так).
- Исправление ошибок («я ошибся, но можно попробовать сделать это по-другому»).
- Положительная самооценка («мне удалось сделать это хорошо»).
Другим важным аспектом коррекции гиперактивности с ребенком является формирование социальных навыков в группе.
Необходимой и обязательной является работа с аффективно-личностной сферой (тревога, страхи, заниженная самооценка, агрессивность ребенка и др.). Данные проблемы можно решить с помощью игровой терапии, арттерапии, песочной терапии. В процессе терапии становиться возможным научить ребенка дифференцировать свои чувства и находить социально приемлемый способ их выражения, способствовать формированию (развитию) новых личностных качеств (например, эмпатии).
Другие методы психолого-педагогической коррекции при СДВГ у детей направлены на развитие дефицитарных функций гиперактивного ребенка. Психолог может помочь малышу преодолеть нарушения внимания и памяти, способствовать развитию наглядно-образного мышления и пространственного восприятия, улучшить зрительно-моторную координацию и тонкую моторику, помочь в формировании школьных навыков при гиперактивности у детей. Это особенно важно если ребенок плохо учится.
Важная составляющая сопровождения семьи с гиперактивным ребенком – это работа с его окружением. Сюда входит:
– работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование адекватной системы воспитания;
– информирование учителей и воспитателей гиперактивного ребенка о сути СДВГ;
– обучение родителей и учителей эффективным способам общения с ребенком; помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов; налаживание обратной связи между психологом и участниками педагогического процесса.
Запишитесь на консультацию к опытному детскому психологу
телефон 3032060
Важно, чтобы родители допускали как можно меньше ошибок, воспитывая детей с СДВГ (подмена эмоционального внимания медицинским уходом, «крайности воспитания» – тотальный контроль или попустительство), обучили ребенка навыкам управления гневом. Поэтому помощь психолога важна и нужна семьям, обнаружившим гиперактивность у детей.
Формы работы могут быть разными в каждом конкретном случае: групповая или индивидуальная терапия, а также совместные занятия с ребенком. Наиболее эффективна семейная психотерапия, которая и должна быть основой психокоррекционной работы. И не только в случае с гиперактивностью у детей, но и при многих других детских проблемах.
С уважением, практический психолог Ященко С.А.
Другие статьи по теме:
Гиперактивность: как воспитывать ребенка
Читайте о воспитании:
Тренинг "Воспитание без наказания"
А пока вы набираете наш номер телефона, чтобы решить свою проблему, возможно следующие видео наших специалистов будут вам полезны: