Австрийская семейная системная (системическая) психотерапия, обучение которой проходило в Ростове-на-Дону в 2003–2006 гг., была удивительно по-европейски мягкой, «бархатной». Австрийские семейные психотерапевты не заходят в жизнь клиента глубже, чем он сам готов. Они работают только с тем, что человек предъявляет. Они не копаются в проблеме, а ищут решение, стремясь увидеть позитивное объяснение происходящему. В их руках клиенту спокойно, надежно и безопасно. Как семейный психолог, я стараюсь применять тот же принцип в работе с проблемами в семье.
Основной инструмент как австрийской, так и московской семейной психотерапии – хорошо поставленный, вовремя заданный вопрос. Недостатком обучения у австрийцев было то, что не хватало теоретического материала. Мы видели множество демонстраций сеансов, но редко получали объяснения: что именно делают специалисты и почему.
В процессе московского обучения семейной психотерапии, которое впервые состоялось в Ростове в 2006–2009 гг., я напротив получила широкий спектр знаний о разных направлениях работы: семейная история, структура семьи, семейные коммуникации и способы взаимодействия.
Москвичи в семейной психотерапии работают более жестко, но быстрее. Русские клиенты, как правило, не могут ходить на психотерапию годами, и у психологов обычно есть лишь от одного до десяти часов, чтобы помочь. У московских специалистов я научилась быстро замечать «сбои» в функционировании семьи, которые становятся причиной проблемы, и эффективно выбирать способ воздействия на систему в рамках консультации психолога.
Я освоила техники прямых и парадоксальных заданий семье, научилась держать равновесие и не присоединяться ни к одному из членов семьи во время сессии — а это крайне важно в семейной психотерапии. Недостатком московского обучения было то, что реально полезными оказались лишь несколько семинаров, остальные же были, по сути, растянутыми и малоэффективными.