Оперантные методы работы при СДВГ у детей – это подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), то есть социальное подкрепление. В качестве штрафных санкций используется «тайм-аут», отнятие фишек (жетонов). Поведенческая терапия по коррекции гиперактивности с использованием оперантных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперкинетическим расстройством поведения:
- Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформулированы ясно и кратко, а также, по возможности, наглядно продемонстрированы.
- Последствия поступка ребенка должны наступать быстро — как можно ближе во времени к целевому поведению.
- Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
- Необходимо время от времени менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, так как у детей быстро наступает эффект привыкания.
- Рекомендуется планирование и структурирование времени гиперактивного ребенка.