Реабилитация при СДВГ у детей: что должна включать и как работает коррекция гиперактивности

Подвижные дети — гордость или проблема? В чём причина детской агрессивности? Почему ребёнок плохо учится? Может, это СДВГ? Когда подвижность детей — норма, а когда уже проблема? Обязательно ли гиперактивный ребёнок должен быть агрессивным? Что делать родителям, если у детей гиперактивность? Почему бывает СДВГ у детей? Психологи Ростова о СДВГ у детей. Может ли быть СДВГ причиной агрессивного поведения ребёнка? Гиперактивность и её коррекция.

Причиной того, что ребенок агрессивный, действительно может быть СДВГ. Иногда сама подвижность такого ребенка кажется агрессией, и консультация психолога помогает увидеть ситуацию со стороны.

Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ у детей?

В чем состоит коррекция гиперактивности? Какие мероприятия обязательны, а какие желательны? Перечислите, пожалуйста, комплекс мер, мероприятий и общие рекомендации для родителей, воспитывающих детей с гиперактивностью.

О.А.: Сопровождение семьи, в которой растет гиперактивный ребенок, включает два основных направления – воздействие на самого ребенка и работа с его окружением (родителями, воспитателями, учителями). Как отмечают детские и семейные психологи, важно охватывать оба направления. Я попробую кратко охарактеризовать их.

Психологическая работа с ребенком с СДВГ включает несколько направлений: терапия аффективно-личностной сферы (игровая терапия, арт-терапия и т.д.); поведенческая терапия, основными методами которой являются оперантные, когнитивно-бихевиоральные и формирование социальных навыков. Коррекция поведения гиперактивного и агрессивного ребенка – работа для опытных детских психологов и семейных специалистов.
Оперантные методы работы при СДВГ у детей – это подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), то есть социальное подкрепление. В качестве штрафных санкций используется «тайм-аут», отнятие фишек (жетонов). Поведенческая терапия по коррекции гиперактивности с использованием оперантных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперкинетическим расстройством поведения:

  1. Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформулированы ясно и кратко, а также, по возможности, наглядно продемонстрированы.
  2. Последствия поступка ребенка должны наступать быстро — как можно ближе во времени к целевому поведению.
  3. Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
  4. Необходимо время от времени менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, так как у детей быстро наступает эффект привыкания.
  5. Рекомендуется планирование и структурирование времени гиперактивного ребенка.
Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.
Оперантные принципы можно изложить в письменном виде, зафиксировав систему вознаграждений и штрафные санкции. Подобный подход может быть использован не только родителями, но и школьными учителями — как инструкция по реагированию на определённые способы поведения. Эти методы хороши, какой бы ни был расторможенный и агрессивный ребёнок. Помогает и когда ребёнок плохо учится.

Когнитивно-бихевиоральные методы, в отличие от оперантных, базирующихся на внешнем контроле, направлены на развитие у гиперактивных детей навыков самоконтроля. Цель — научить ребёнка регулировать собственное поведение, увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации. Основной метод — самонаблюдение, самоинструктаж. Задача коррекции гиперактивности — изменить восприятие собственного поведения.

В пример можно привести тренинг самоинструктажа для импульсивных детей с гиперактивностью по Мейхенбауму. Основа этого метода — самовербализация (проговаривание) и самоинструктаж. «То, что люди себе говорят, определяет всё, что они делают», — считал Мейхенбаум.
Записывайтесь по телефону:
Скидка 50% на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко.

У детей гиперактивность корректируется с помощью этого метода в определённой последовательности:

  1. Определение проблемы («Стоп, сначала подумаем, о чём вообще идёт речь»).
  2. Управление вниманием и планирование («Что я могу сделать? Как я должен поступить?»).
  3. Управление реакциями — формулируются самоинструкции, которые, по сути, являются руководством к действию («Я сделаю сначала так, а потом вот так»).
  4. Исправление ошибок («Я ошибся, но можно попробовать сделать это по-другому»).
  5. Положительная самооценка («Мне удалось сделать это хорошо»).
Необходимой и обязательной является работа с аффективно-личностной сферой (тревога, страхи, заниженная самооценка, агрессивность ребёнка и др.). Данные проблемы можно решить с помощью игровой терапии, арт-терапии, песочной терапии. В процессе терапии становится возможным научить ребёнка дифференцировать свои чувства и находить социально приемлемый способ их выражения, способствовать формированию (развитию) новых личностных качеств (например, эмпатии).

Другие методы психолого-педагогической коррекции при СДВГ у детей направлены на развитие дефицитарных функций гиперактивного ребёнка. Психолог может помочь малышу преодолеть нарушения внимания и памяти, способствовать развитию наглядно-образного мышления и пространственного восприятия, улучшить зрительно-моторную координацию и тонкую моторику, помочь в формировании школьных навыков при гиперактивности у детей. Это особенно важно, если ребёнок плохо учится.

Важная составляющая сопровождения семьи с гиперактивным ребёнком — это работа с его окружением. Сюда входит:

  • работа с родителями гиперактивного ребёнка, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование адекватной системы воспитания;
  • информирование учителей и воспитателей гиперактивного ребёнка о сути СДВГ;
  • обучение родителей и учителей эффективным способам общения с ребёнком; помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов; налаживание обратной связи между психологом и участниками педагогического процесса.

Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Ященко Светлана Александровна
Руководитель центра. Психотерапевт
европейского уровня (ЕАП)
Образование:
Южный Федеральный Университет - диплом с отличием