Что делать с ребёнком-аутистом: диагностика и помощь при РДА

Как строить день ребёнка с РДА?

Оказывая помощь ребёнку-аутисту, следует учитывать, что такие дети имеют большую, чем другие ребята, потребность в дисциплине и чётком режиме дня. Режим должен включать не только прогулки, еду и сон, но и развивающие занятия. Оптимальный для ребёнка ритм успокаивает, даёт ощущение стабильности и помогает справиться со страхом.

Восприятие окружающей действительности ребёнком с РДА
Значительную часть впечатлений и ощущений ребёнок с аутизмом переживает как болезненные. Он не успевает понять, что ему хотят сказать или сделать, и уже чувствует страх и боль от сильного внешнего воздействия. Именно этим обусловлена реакция ребёнка — паника, уход в себя или агрессия.

Позже дети с диагнозом детский аутизм начинают приспосабливаться к миру — медленно, по частям, воспринимая лишь отдельные свойства и качества объектов. Поэтому они видят искажённую картину мира.

Специалисты центра

У нас работают с детьми, страдающими аутизмом, атипичным аутизмом и заболеваниями аутистического спектра:
  • Холодова Э. Ю. — клинический психолог, проводит коррекционные занятия с особыми детьми.
  • Алексеева О. А. — детский и семейный психолог, помогает корректировать эмоциональные состояния ребёнка и его родителей, подобрать оптимальный маршрут развития.
  • Став А. А. — израильский психиатр, специалист по методу АВА-терапии.
Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.
Нужна ли особая диета при РДА?
У многих детей с аутизмом у детей формируется пищевой репертуар — не совсем «диета» в классическом смысле, а набор привычных вкусов и ощущений. Это форма сенсорной саморегуляции и один из симптомов РДА. Расширять рацион сложно и постепенно. Главное — терпение: со временем пищевые предпочтения становятся шире.

Родителям полезно время от времени предлагать исключённые продукты, есть рядом с ребёнком разнообразную пищу, чтобы он видел и ощущал её запах — так повышается готовность пробовать новое.

Отдельного внимания требует синдром Мартина—Белла (X-сцеплённая умственная отсталость), при котором могут быть особенности метаболизма. В таких случаях диетические рекомендации и витамины назначает врач, при необходимости — совместно с генетиком.

Важно о вакцинации и РДА
Современные крупные исследования не подтверждают причинной связи между вакцинацией и аутизмом у детей. Решение о прививках принимается совместно с педиатром/неврологом, с учётом состояния ребёнка, сопутствующих диагнозов и национального календаря вакцинации. Индивидуальный график — компетенция врача.

Если у вас есть сомнения, запишитесь на консультацию психолога и профильных специалистов для комплексной оценки и рекомендаций.

Как научить ребёнка с аутизмом общаться?
Ребёнку с любыми формами РАС нужны регулярные развивающие занятия с психологом. Когда часть задач решена, можно усилить социализацию: начать с детских тренингов и терапевтических микрогрупп (2–3 ребёнка), затем — дошкольные учреждения. Коллектив помогает ребёнку идентифицировать себя как личность и часть социума — так начинается вхождение «в большой мир».

В Ростове можно обратиться в психологический центр «Свет маяка» для индивидуальных и групповых занятий, а также рассмотреть логопедический детский сад или группу с логопедом. В медицинской карте в детсаду часто указывают: «ЗПР в эмоционально-волевой сфере» — это направление и развивают с помощью психологической работы.

Как строить отношения в детском саду?
После выбора сада обсудите с заведующей и воспитателями привычки и режим ребёнка с РДА, заручитесь поддержкой. Начните с прогулок: ребёнок привыкает к детям, узнаёт имена. Параллельно познакомьте его с помещением группы, когда там никого нет — это снижает стресс и облегчает адаптацию. Полезно сделать фото группы, детей и взрослых, чтобы ребёнок рассматривал их дома и привыкал к новой среде.

Следующий шаг — утренние занятия. Попросите воспитателей не усаживать ребёнка насильно в общий круг: дайте возможность находиться там, где ему спокойно, при условии тихого поведения. После этапа привыкания пробуйте дневной сон в саду, затем — вторую половину дня.
Степень нарушения и нужный объём коррекции определяют по подробной диагностике у патопсихолога центра «Свет маяка».
Главное — не торопиться: важна не скорость, а успешность адаптации.
Записывайтесь по телефону:
Скидка 50% на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко.

Главное — не торопиться.

Здесь важна не скорость, с которой малыш адаптируется, а успешность этой адаптации. После того как ребёнок привык к детскому саду или психологическому центру, освоился в новых условиях, педагоги и детский психолог должны стремиться помочь малышу-аутисту наладить взаимодействие в малой группе (то есть организовывать совместную деятельность маленького аутиста и другого ребёнка). Такая социализация при аутизме у детей повышает комфорт и устойчивость результатов.

Естественно, чтобы адаптация в детском саду прошла успешно и ребёнок с РДА чувствовал себя комфортно, необходимо участие и активная работа всех сотрудников ДДУ: воспитателей, психологов, логопедов, даже нянь. Но не менее (а может, и более) важна помощь родителей детей, которые ходят в ту же группу — консультация семейного психолога помогает выстроить единый подход.

Отлично, если мамы и папы других малышей понимают, что для их собственных детей взаимодействие с особым ребёнком не менее важно, чем для маленького аутиста: это не просто проявление терпимости и сочувствия, а важный аспект, формирующий ценные черты характера и коммуникативные способности их ребят. В нашем центре мы стараемся подбирать эти микрогруппы так, чтобы все детки подходили друг другу по способности к общению, а все родители видели пользу от этого взаимодействия. Для записи на консультацию психолога в Ростове-на-Дону обращайтесь в центр «Свет маяка».

Как дети с аутистическими расстройствами должны воспитываться и обучаться?

Что делать с ребёнком-аутистом? Как адаптировать ребёнка с РДА к детскому коллективу? Обучаться они должны вместе со всеми, но с учётом их особенностей — это важная часть коррекционной помощи и инклюзивного обучения.

Подчеркну ещё раз: ни в коем случае не надо спешить. Даже когда ребёнок сможет оставаться в детском коллективе (в детском саду, школе, в группе развития), ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию (например, не сидеть вместе со всеми за столиками, а находиться чуть в стороне, но слышать и видеть всё происходящее — детки-аутисты это могут отлично). При этом малыша нужно постепенно приучать к дисциплинарным требованиям (не кричать, не мешать другим).

Не надо давить на ребёнка, но стоит мягко добиваться этого; при невыполнении требований ребёнка могут попросить покинуть группу. И тогда вам точно следует начать с детского психолога или снова вернуться к психологической помощи детям-аутистам. Не стоит оставлять ребёнка дома и закреплять в нём социальную изоляцию.

Могут ли такие дети посещать обычные массовые ДОУ (детские сады и школы)?

Как повлияет появление такого ребёнка на других детей, каково будет их отношение к нему? Не будет ли для малыша с РДА поведение сверстников дополнительным стрессом?
Всё зависит от того, что расскажут взрослые. Если никак не комментировать поведение ребёнка с РДА, то другие дети воспринимают своего одногруппника как невоспитанного, непослушного и жалуются, что «ему можно, а им нельзя». Но если спокойно объяснить, что ему страшно и трудно, показать, как правильно с ним общаться, то ребята с удовольствием оказывают помощь маленькому аутисту и радуются общим достижениям. Как подчёркивалось выше, здесь необходима совместная работа взрослых (работников ДОУ и родителей). Правильная инклюзия полезна для всех участников — это подтверждается мировой практикой.
Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Стоит ли посещать развивающие и коррекционные занятия?

Если да, то чему отдать предпочтение — групповой работе или индивидуальной? Конечно, стоит. Начинать рекомендуется с индивидуальной работы с психологом и педагогом, затем перейти к занятиям в психокоррекционной микрогруппе (2–3 человека) и в конце концов к обычной (6–10 человек) тренинговой группе. Работа эта длительная и тщательная, иногда с откатами назад и остановками. Но её надо делать. Даже если результат кажется крошечным. Чем раньше начата помощь при РДА, тем она эффективнее.
Обязательно ли при аутизме наблюдается снижение интеллекта?
Нет, не обязательно. Но мышление формируется нетипично. Для дошкольников с диагнозом РДА характерно неравномерное, искажённое развитие, поэтому нужна коррекция и сопровождение специалистов (детский психолог, логопед, нейропсихолог).
Вопрос об интеллектуальной состоятельности стоит на протяжении всего периода роста ребёнка с аутизмом у детей. Несмотря на возможные колебания в развитии, бояться этого не стоит — грамотное сопровождение и коррекционные занятия помогают компенсировать трудности.

Можно ли «вылечить» аутизм?
Корректнее говорить о компенсации и адаптации. Это не «болезнь» в привычном смысле, а особенность развития и формы психической саморегуляции. От родителей требуется труд, терпение и готовность меняться. Если человеку удаётся адаптироваться к миру и освоить навыки взаимодействия, значит достигнута значимая компенсация. Психолого-педагогическая помощь играет ключевую роль; медикаментозная поддержка — по назначению врача и не всегда обязательна.

Каков прогноз для людей с аутизмом?
Сможет ли ребёнок впоследствии жениться и жить самостоятельно? Прогноз зависит от целостности подхода к реабилитации, причин, вызвавших расстройство, а также степени выраженности. Во многих случаях возможно достижение высокой самостоятельности.
В любом случае родителям важно помнить: если ребёнку поставили диагноз РДА, это не повод отчаиваться, а сигнал вовремя начать специальную работу с участием специалистов и консультацией психолога.

Итак, родители, обнаружив у ребёнка признаки аутизма, помогают ему:

  1. Создавая дома спокойную стабильную обстановку. Общаясь с ним с учетом его особенностей: любви к постоянству еды, игр и др.
  2. Адаптируют ребенка к миру: работа психолога, детский сад.
  3. Компенсируют неравномерность его развития: работа с психологом или педагогом.
  4. Наблюдают и лечат детский аутизм у медиков: психиатр.
Важно! Обратиться сразу! Не бросать работу! Ребенок может меняться медленно, иногда в процессе работы могут быть ухудшения! Это нормально!

Запишитесь на консультацию к детскому психологу Ященко С.А.

Ященко Светлана Александровна
Руководитель центра. Психотерапевт
европейского уровня (ЕАП)
Образование:
Южный Федеральный Университет - диплом с отличием