Перед многими родителями рано или поздно встает вопрос ― когда вести ребенка в детский сад? Нужно ли это? Как его подготовить? Какие плюсы и минусы у такого обучения?
Оставим в стороне вопрос выбора конкретного садика ― в конце концов, все родители знают, как надо его выбирать, на что смотреть, как оценивать персонал и так далее. Поговорим непосредственно о ребенке и том, как его подготовить к детскому садику.
Понятно, что если у родителей есть средства и они могут нанять няню на полный рабочий день, такой вопрос отпадает. Или же дети могут весь день, пока мама и папа на работе, проводить с дедушкой и бабушкой. Но многие работающие родители выбирают детский сад.
И тут же для них начинается сложнейший период, который можно озаглавить «полоса неожиданных препятствий».
Во-первых, сама мама может нервничать по поводу того, что ребенок не с ней, особенно в первые дни, когда она только выходит на работу ― а ведь она привыкла быть со своим ребенком круглые сутки!
Во-вторых, сами дети часто воспринимают садик в штыки. У родителей могут быть какие-то не совсем приятные воспоминания о детском саду. И даже если их опыт был сугубо положительным, всегда найдется среди друзей какая-нибудь мама, которая с ужасом будет пересказывать, как её кроха рыдала, валялась на полу, билась в истерике и кричала «Мама! Не оставляй меня тут!». Эти слова как ножом по сердцу любой матери. Вот и получается, что садик ― это для родителей (а иногда и для детей) тяжелейшее испытание.
Запишитесь к опытному детскому психологу и узнайте как справиться с вашей проблемой
телефон 3032060
Зачем вообще детей водят в садик? Помимо того, что за ними нужен присмотр, конечно.
Бытует мнение, что детям нужна социализация. Более того, есть приверженцы идеи того, что любому ребенку эта социализация просто необходима и никакие бабушки-дедушки или няни не заменят общения со сверстниками, что в детсаду ребенок быстрее развивается и что без общения с другими детьми он может стать социопатом. Это, конечно, крайности.
Все больше и больше толковых специалистов сходятся на том, что дети ― разные, у них разные потребности в общении и некоторых толпа одногодок может развеселить, а других ― напугать. Более того, часто бывает так, что ребенок в двухлетнем возрасте относится к садику с ужасом, но буквально через полгода, по прошествии, казалось бы, ничем не примечательных пяти-шести месяцев, он идет в садик спокойно и даже ждет похода с нетерпением.
Так что главное правило, на которое нужно опираться, раздумывая отдавать своего ребенка в детcкий сад ― что нужно самому ребенку?
В какой-то период ему важнее общаться с небольшим кругом близких людей, но зато обо всем на свете. Другой малыш в том же возрасте всё время требует новых впечатлений и на площадка охотно знакомится и играет с новыми детьми. Понаблюдайте за ребенком, и если сомневаетесь, проконсультируйтесь со специалистом.
И вот вы решили отдать ребенка в детсад. Отлично! Но вам потребуется подготовиться не хуже, чем к восхождению на Эверест. Почему? Да потому, что для ребенка такое полное изменение обстановки может стать (и станет) стрессом.
Запишитесь к опытному детскому психологу и узнайте как справиться с вашей проблемой
телефон 3032060
Чтобы сгладить переход, нужно действовать продуманно и планомерно. Вот несколько советов:
Расскажите ребенку про детсад, объясните, чем там заняты дети. Не заостряйте внимание на том, что он будет там один, особенно поначалу ― ребенок не должен воспринимать детсад как «место без мамы и папы». Пусть это всплывет в разговоре само. Упирайте на то, что там будет много интересного, новые друзья, занятия, игрушки.
Поиграйте с ребенком «в садик». Дети, если хотя бы примерно знают, чего ожидать, воспринимают перемены гораздо лучше. Представьте, что он уже в садик, изобразите воспитательницу. Тут как раз можно сказать и про то, что вас там не будет, но поскольку вы будете изображать «Марью Ивановну», ребенок перенесет чувство сохранности и спокойствия с вас на неё, т.е. для ребенка воспитательница будет «представителем мамы».
Если есть такая возможность, сходите в детский сад, куда собираетесь отдавать ребенка, на «экскурсию». Покажите ему классы, стульчики, на которых он (если захочет) будет сидеть, игрушки, детскую площадку, рисунки других детей. Если ребенок увидит, что другие дети весело играют и гуляют во дворе, возможно, он и сам поскорее захочет к ним присоединиться.
Расскажите ребенку смешные и милые истории из своего детства, связанные с детским садом ― даже если у вас их не было.
Когда ребенок привыкнет к самой идее, выкажет желание посещать детский сад и уже будет известна дата поступления, наступит следующий этап. Тут тоже можно воспользоваться несколькими полезными идеями.
Пусть ваш ребенок возьмет с собой любимую игрушку, которая напоминает ему о доме, если это, конечно, не запрещается правилами детсада. Пусть у ребенка будет новый ранец «для садика», отдельные тапочки, отдельная одежда и даже свой маршрут к детскому саду. Дети, особенно в маленьком возрасте, очень любят расписание и ритуалы и зависят от них, поскольку те являются признаками стабильности, спокойствия. Поэтому, чем больше будет знакомых «якорей», за которые сможет зацепиться ребенок, тем лучше.
Понятное дело, первые дни мамы никуда не уходят, «дежуря» у дверей в классы «на всякий случай». Иногда такое поведение вредит ребенку ― он начинает отбегать в коридор, дергать маму, не слушает воспитательницу (ведь рядом есть более авторитетный взрослый). Многие детские сады из-за этого запрещают родителям оставаться в помещении после того, как начинаются занятия. Поэтому принять решение как долго оставаться "дежурить" в помещении садика, важно исходя из реакций ребенка, а не маминой тревожности и страхов.
Если остаться нельзя, но вы не уверены, как ребенок воспримет первые дни в садике, вы можете заранее объяснить ребенку, что вы будете неподалеку. Но не просто сидеть и ждать ― ребенок должен понимать, что у вас есть дела, работа. Чтобы у него не возникло впечатления, что вы «избавляетесь от него» просто так. Лучше всего объяснить, что у ребенка будет свое время для развития, игр и общения ― а у вас свое, взрослое.
Но, естественно, первое время вы будете неподалеку и если что, воспитательница вам позвонит. Однако, с течением времени, когда станет ясно что все проходит успешно, вы можете дать ребенку понять, что мама теперь будет на работе. А значит, звонить ей можно только в крайнем случае, а не тогда, когда фломастер кончится или за окном бабочка пролетит. Поясните ребенку, что в садике ваша уполномоченная ― воспитательница, она ваш заместитель и простые вопросы решает она. А если ребенку очень нужно будет чем-то поделиться, пусть запомнит и расскажет маме с папой вечером.
Запишитесь к опытному детскому психологу и узнайте как справиться с вашей проблемой
телефон 3032060
Если в первый день, во второй и дальнейшие все проходит хорошо ― можете расслабиться. Но не слишком ― обращайте внимание на настроение ребенка после садика, расспрашивайте его, чем они занимались, что интересного было. Возможно, нужно пристальнее вглядеться в досуг и занятия ребенка ― и тревожными звоночками могут служить либо сильная апатия ребенка после садика, нервозность, скрытность, либо же наоборот, чрезмерное возбуждение, капризы, невозможность нормально заснуть.
Все это может означать, что ребенок слишком сильно возбуждается в садике, шалит, бегает, злится и расстраивается, может и дерется. Или нагрузка в садике слишком высокая и он не выдерживает. Либо ему там не нравится ― кто-то обижает, уроки слишком сложны, он не чувствует себя частью группы и так далее. В этом случае нужно обратиться к специалисту, чтобы он определил, в чем состоит проблема и где ее корни, и повнимательнее приглядеться к садику.
И вот всё идет само собой, прекрасно и радужно, ребенок в меру весел и находится под впечатлением, все довольны. Однако даже в этом случае расспрашивать его о прошедшем дне нужно обязательно. Это покажет ему вашу заинтересованность, и то, что вы «мысленно с ним», укрепит вашу связь. Он сможет протянуть «мостик» между своим новым, «детсадовским» миром и старым, домашним. Но полностью «влезать» в его новый мир не нужно ― ребенок в этом возрасте начинает осмысливать себя отдельно от родителей и для него важны эти, даже пусть очень маленькие, шажки, что он делает сам, в сторону от «родительского гнезда».
Проконсультируйтесь у специалистов центра "Свет маяка"
телефон 303-20-60
С уважением, практический психолог Ященко С.А.
Пока вы звоните к нам в центр, чтобы записаться на консультацию к опытному специалисту, предлагаем посмотреть несколько видео советов от наших психологов: